г. Москва, ул. Кoминтеpна, д. 20
Работаем без выходных: с 9:00 до 20:00

+7 499 520-99-40

0 товаров на сумму 0 руб.

Тест передних колодок ВАЗ

Тест передних колодок ВАЗ

Вопрос подбора тормозных колодок для автомобилей завода ВАЗ с передним приводом — крупная тема для обсуждения. Рынок предложений данного спектра огромный — от колодок производства России, в районе 60 рублей, до куда более дорогих комплектов известных фирм-производителей таких, как АТЕ и АР Lockheed. Но стоит ли такого рода овчинка своей выделки? Приобретение импортных колодок за 400 рублей? Возможно, проще выбрать «золотую середину», очистив свой кошелек на 140–200 рублей, при этом приобретая украинского или венгерского производства колодки?

Плюс к тому, некоторые компании предлагают еще дополнительно тормозные диски, предназначенные для эксплуатации в автомобилях ВАЗ. Возможно ли, что вместе с заводскими дисками, импортные колодки могут достичь тормозной динамики иномарок?

Результат теста для нас оказался довольно впечатляющим... Для сравнительного анализа, тестовый режим колодок в переднеприводных автомобилях ВАЗ, мы решили провести в условиях, близких к лабораторным — на специально предназначенном для этого стенде. Откровенно говоря, это самый стандартный передний дисковый тормоз — диск, суппорт и еще две колодки. Но в на этом стенде, тормозной диск устанавливается на специальный маховик, в котором вес и размер подобраны для того, чтоб при замедлении его механизма была возможность имитации нагрузки на тормоз. Как в обыкновенной «восьмерке» или, например, «десятке». При подачи команды автоматическим управлением, гидропривод этого стенда создает относительное давление около 50 бар (+\- 1%). Что создает максимальный эффект интенсивного торможения, проще говоря — «педаль в пол». При этом колодки прижимаются к тормозному диску, а маховик, в это самое время, запускает процесс замедления... Зная параметр замедления, плюс тормозной момент суппорта, мы имеем возможность определить коэффициент трения диска с колодкой — что является основным параметром оценки эффективности силы тормозов «со стенда».

Теперь поговорим о колодках. Покупать их для проверки мы решили начать с изделий отечественного производства — это были колодки ТИИР (Ярославльский завод), ВАТИ (Волжский завод), ЕЗАТИ (Егорьевский завод) и два комплекта производства города Москвы. Фирмы Полиэдр, STS. Примечательно, что на коробке с колодками STS упоминается, что разработка этого изделия велась совместно с компанией Friction Materials Group (Германия).

Также нами был приобретен комплект с названием «Best» — т.е. «Лучший» (англ.). Где были сделаны эти самые «лучшие» колодки, для нас осталось загадкой.

Гуляя по магазинам автозапчастей в городе Москва, мы смогли обнаружить целую массу колодок неизвестных брендов, а то и попросту подделок! Без маркировок, неровно сделанные надписи, орфографические ошибки... Следует обратить внимание, что довольно много подделок были сделаны под продукцию «ЕЗАТИ» (Егорьевский завод асбесттехнических изделий). Мы постарались выбрать «настоящие» колодки. Гарантии в сто процентов нам, конечно, никто дать не может, но выбор одобрили специалисты.

Среди близко зарубежных производителей были представлены колодки Trans Master (Украина), DAfmi (Украина). Оставшиеся колодки — импортные, поэтому, они оказались в несколько порядков выше ценой. Как, например, комплект фирмы Rona (Венгрия), изделия фирм ATE (Германия), Bosch (Германия), компаний Ferodo (Британия), АР Lockheed (Британия), Quinton Hazell (QH)(Британия), Lucas (Британия). Колодки Roulunds (Дания) и Samko (Италия).

Хотя вопрос настоящей «национальной принадлежности» у импортных колодок преимущественно остается загадкой. Все же — указание стран, где были зарегистрированы товарные знаки, на коробках, еще далеко не показатель. А истинное место производства колодок доподлинно известно только у трех производителей: колодки Roulunds (Дания), Rona (Венгрия) и Samko (Италия). На коробке с колодками Bosch присутствует другая надпись — «made in EC», — «изготовлено в Европе» (англ.).

Вероятно, что указание на коробке неточного места производства связанно с тем, практически у всех крупных производителей множество заводов в разных странах — Польша, Турция, Чехия и т.д....

Такие зарубежные фирмы изготовители как — АТЕ(Германия), AP Lockheed(Британия), QH(Британия) и Lucas (Британия) — предлагают для автомобилей ВАЗ с передним приводом не только колодки, но также и тормозные диски, стоимость комплекта которых в 1.5 — 2 раза дороже чем российские (стоимость их доходит до 1000 рублей, в то время, как изделия производства Тольятти стоят 500). Было принято решение испытывать колодки этой «четверки» фирм два раза — с «родными» дисками, и отечественного производства.

В тестирование колодок было включено четыре испытания. В начале — имитировали торможение при скорости 100 км/ч. Данный тест, помогает увидеть коэффициент пары при трении «колодка—диск» на «неразогретых» тормозах (с температурой не более 50°С). С увеличением коэффициента трения, увеличиваются фрикционные свойства тормозной колодки. Отмечаем, что, для передних колодок «ВАЗовских» автомобилей в технических условиях указан предельно низкий коэффициент трения — 0,33.

Но опять же — стоит помнить, что если интенсивно использовать тормоза, они могут нагреться до 300°С и выше! Это очень актуально для тех водителей, которые любят часто и резко тормозить на скорости. Не увеличивается ли при этом вероятность остаться без тормозов?

Чтобы узнать это, за «холодным торможением» мы провели «горячее» тестирование. Безостановочно притормаживая, мы «разогрели» колодки и диск до температуры 250°С (контроль велся при помощи термопары, которую имплантировали в фрикционный материал колодки). После этого произвели еще раз торможение при скорости 100 км/ч. В «горячем» испытании тормозных устройств, допустимо уменьшение коэффициента прямого трения до 0,3.

Последующий тест мы сделали еще жестче — имитацию многократного циклического торможения (горная дорога, гололед). Суть теста — в 50-ти торможениях, со скоростью около 100 км/час, притом, что на скорости 50 км/ч мы делали 45 секунд перерыва для раскрутки стендового маховика. Интереснейшим оказалось последнее торможение. Даже несмотря на перерывы, в течении которых колодки успевают снизить температуру, к последнему из них, она подымается до 300 градусов во многих!

Последним испытанием было восстановление. Т.е. проверка сохранения свойств колодок после остывания. Чтоб узнать это, после «горной дороги» тормоза охлаждают до комнатной температуры (причем, только естественным путем) и снова производят торможение со 100 км/ч.

В итоге — каждый комплект колодок получил свой коэффициент трения в четырех значениях: «холодные» тормоза, «горячие», циклическое торможение и остаток рабочих свойств остывших тормозов.

Дополнительно, после каждого цикла тестов, мы замеряли толщину фрикционной прокладки, для получения результатов износа. Дабы условия уравнились для всех наборов, перед установкой каждый из них шлифовали. Также перед испытаниями проводили так называемую притирку к диску, чтоб достичь максимального контакта по площади. Естественно, мы делали все, чтоб избежать субъективной оценки. Испытания каждого производителя повторялись не единожды. Полученный результат усреднялся.

Итоги оказались шокирующими. Коэффициент трения между «лучшими» и «так себе» оказался непомерно огромным — больше чем в 2 раза! Например, во время «холодного тормоза» колодок QH (Британия), коэффициент трения площади достигает 0,63, а у изделия известной фирмы AP Lockheed (Британия) эта цифра достигла всего 0,27! Как мы видим, это даже ниже норматива ВАЗа — 0,33!

В лидерах, с результатами 0,6-0,51 — QH, ATE, Samko, Roulunds и Lucas. За ними следует основная масса «середнячков» (от 0,5 до 0,41) — это DAfmi, Ferodo, STS, Trans Master, Bosch, Rona, Best, ЕЗАТИ и Полиэдр. И у колодок ТИИР и ВАТИ коэффициент трения незначительно выше минимально допустимого значения 0,33.

Разогрев колодки до 250°С, появились новые сюрпризы. Например, колодки Samko(Италия), которые «холодный» тормоз прошли замечательно, при нагревании снизили эффективность в три раза — коэффициент трения опустился с отметки 0,6 до цифры 0,22! Колодки Полиэдр при нагреве вообще вспыхнули, заставив нас вспоминать месторасположение огнетушителей! Интенсивное искрение вынудило убрать с этого теста и колодки АР Lockheed в паре с «фирменным» диском.

Колодки Bosch имеют коэффициент трения при нагревании менее порога 0.3. На пределе оказалась — «горячая» эффективность тормозных колодок Ferodo и Lucas. Из рук вон плохо тормозят нагретые колодки DAfmi, QH и ТИИР. Данные комплекты не рекомендуются для езды на высокой скорости.

Более высокий результат в «горячем» испытании (более 0,35) показали колодки производства фирм ВАТИ и ЕЗАТИ, в том числе и Trans Master, STS и Best. Лидерами с максимальным коэффициентом (более 0,44)среди «подопытных» стали колодки АТЕ, Roulunds и Rona.

«Горно-гололедный» цикл, состоящий из 50 последовательных нажатий на тормоз привнес свои дополнительные исправления. В нормативы тормозных устройств (коэффициент трения не ниже 0,3) не уложились Ferodo и ТИИР, на самом пределе норматива — DAfmi и Lucas вместе с диском, производства Тольятти. Лучшие результаты этого теста показали колодки Rona (Венгрия) и QH (Британия) c «фирменным» диском. В то время, как второй комплект колодок фирмы АР Lockheed, который работал парно с отечественным диском, также как и первый, тоже начал искрить. За что, соответственно и был «снят с дистанции».

Тест колодок ВАЗТакже, сюрпризом для нас оказался и тест восстановления фрикционных свойств. К примеру, Rona (Венгрия), которые уже отличились достаточно неплохой термостабильностью, при остывании даже немного улучшили фрикционные свойства — получилось, что коэффициент «холодного» трения вырос с изначальных 0,45 до 0,52! Также, лучше стали тормозить колодки QH, работающие в паре со «своим» диском. Отличные результаты показали также изделия Trans Master, Best и ВАТИ. Согласно мнению специалистов, данное явление можно объяснить «допеканием» фрикционного материала при многократном торможении. Косвенно еще эту версию можно подтвердить и обильным выделением дыма самых «улучшившихся» колодок ВАТИ в «горно-гололедном» цикле — существенный нагрев к дожег связующие смолы фрикционного материала.

Так что же из всего изобилия выбрать? в категории недорогих мы рекомендуем STS (Россия) — с неплохими фрикционными свойствами и достаточно хорошей термостабильностью. Тем, кто ездит не торопясь, подойдут колодки Егорьевского завода, Best «гражданин никто» и Trans Master (Украина) — эффективность колодок этих фирм с запасом влаживается в нормативы как при «холодных», так и при «горячих» торможениях. Колодки ТИИР (Ярославль) мы не можем рекомендовать из-за их явной неспособности сохранить свою работоспособность при использовании многократных интенсивных торможений, колодки ВАТИ — из-за плохого фрикционного материала. И, естественно, в «черный список» покупок попали «огнеопасные» колодки марки Полиэдр.

Из более дорогих комплектов, неплохо показали себя колодки Rona (Венгрия). А от покупки колодок DAfmi мы рекомендуем воздержаться — поскольку коэффициент трения «горячего» тормоза с трудом вложился в норматив.

Теперь поговорим о дорогих зарубежных колодках. Лучших здесь двое — АТЕ и Roulunds. Логично, что данные колодки самые дорогие. Но они действительно стоят своего — с ними ваш автомобиль начнет тормозить намного увереннее в себе! И вот именно эта уверенность и надежность зачастую оказывается бесценной.

Примечательно, что тратить деньги на покупку дисков от фирмы АТЕ однозначно не стоит — в такой паре колодки АТЕ работают значительно хуже, чем, как оказалось, с российским металлом! Немного улучшился результат с «фирменными» дисками только у колодок брендов Lucas и QH. И все же, при этом тормозные колодки Lucas уступают при «горячем» тормозе многим куда более дешевым аналогам.

Довольно хороший результат у колодок QH, но с ньюансом — при нагреве, вдвое снижается эффективность. Стабильнее «англичане» работают с «заводскими» дисками. Исходя из этого, комплект «диск-колодка» от фирмы QH тоже рекомендуем не менее настойчиво, нежели тормозные колодки компаний ATE и Roulunds. Но стоимость такого комплекта будет составлять где-то 1300 рублей.

Особое разочарование на таком фоне вызвали такие известные производители как Bosch, Ferodo и АР Lockheed... При нагревании эффективность этих дорогущих колодок может снизиться до очень небезопасного уровня! И дело тут вовсе не в отечественных тормозных дисках — так как колодки АР Lockheed начинали искрить и в паре с «родным» металлом...

Лучшие передние колодки на ВАЗ (по данным теста авторевю):

Тормозные колодки ATE

АТЕ (Германия) 420 руб

Колодки АТЕ с обычным вазовским диском показали просто великолепные результаты. Неразогретые колодки тормозят отлично (0,58 — один из лучших результатов), после прогрева до 250°С эффективность снижается всего лишь на 20 процентов (до 0,47). После многократных торможений коэффициент трения снизился до 0,43, после цикла «горячих» испытаний колодки неплохо смогли восстановиться (0,48). Невысок и износ — 2,7% за цикл испытаний.
А вот результаты колодок АТЕ с «фирменными» тормозными дисками (1000 руб. за комплект) оказались гораздо скромнее: 0,49—0,32—0,39—0,37. Да и износ вырос до 5,7%. Выводы очевидны — покупайте колодки АТЕ и ставьте вместе с «родными» вазовскими дисками

Тормозные колодки ATE

STS (Россия) 90 руб.

Колодки STS показали хорошие результаты — 0,48 при «холодных» тормозах, небольшое снижение до 0,41 при нагреве до 250°С. Еще немного, до 0,38, коэффициент трения снижается к концу цикла многократных торможений. Зато после остывания работоспособность восстанавливается практически полностью. Видимо, сообщению на упаковке о том, что состав фрикционной смеси разрабатывался совместно с немецкой фирмой FMG, можно верить.
Износ колодок за цикл испытаний — 3,8%.

Тормозные колодки ATE

ЕЗАТИ (Россия) 105 руб.

Фрикционные свойства колодок из Егорьевска в «холодном» состоянии хороши — коэффициент трения в первом испытании составил 0,45. После разогрева до 250°С и после «горного» цикла последовательных торможений эффективность снизилась (0,35 и 0,33 соответственно). Зато потом колодки полностью восстановили свою работоспособность. И износ оказался небольшим — 2,3%.

Коэффициенты трения передних тормозных колодок ВАЗ (по результатам измерений Авторевю):

 Торговая марка
Торможение со 100 км/ч («холодные» тормоза)*
Торможение со 100 км/ч( прогретые до 250°C тормоза)**
Последнее торможение «горного» цикла (t° колодки)
Торможение со 100 км/ч после остывания**
Износ колодок за полный цикл испытаний, %
ATE
0,58
0,47
0,43 (260°С)
0,48
2,7
ATE с диском АТЕ
0,49
0,32
0,39 (180°С)
0,37
5,7
Best
0,41
0,37
0,40 (250°С)
0,46
3,3
Bosch
0,48
0,28***
0,36 (260°С)
0,46
1,7
DAfmi
0,44
0,31
0,30 (280°С)
0,44
2,3
Ferodo
0,44
0,30
0,29 (280°С)
0,35
2,2
АР Lockheed
0,27
0,23
сняты с испытаний
АР Lockheed с диском АР Lockheed
0,23
сняты с испытаний
Lucas
0,51
0,32
0,30 (280°С)
0,45
1,9
Lucas с диском Lucas
0,53
0,30
0,35 (280°С)
0,45
2,2
QH
0,63
0,33
0,42 (290°С)
0,57
4,0
QH с диском QH
0,59
0,39
0,43 (270°С)
0,65
2,9
Roulunds
0,55
0,44
0,41 (220°С)
0,48
3,7
Rona
0,45
0,45
0,44 (230°С)
0,52
3,7
Samko
0,60
0,22
0,36 (260°С)
0,60
1,9
STS
0,48
0,41
0,38 (230°С)
0,47
3,8
Trans Master
0,41
0,37
0,38 (260°С)
0,45
1,5
ВАТИ
0,35
0,37
0,40 (230°С)
0,47
2,8
ЕЗАТИ
0,45
0,35
0,33 (200°С)
0,46
2,3
Полиэдр
0,41
сняты с испытаний
ТИИР
0,39
0,33
0,27 (270°С)
0,38
2,9

* Норма — не менее 0,33.
** Норма — не менее 0,3.
*** Выделены значения, не укладывающиеся в нормы.

 


Возврат к списку