Автогиганты в условиях санкций

На московской выставке Comtrans китайский размах встретился с российской изобретательностью, а глава КАМАЗа предложил создать новый альянс для борьбы за рынок.
В мире большого грузового бизнеса сегодня правят не только мощность и надежность, но и скорость. Как скорость реакции на новые вызовы. «Хочешь оставаться успешным – умей быть быстрым», — это не просто броская фраза, а новая реальность, в которой оказались отечественные производители.
Колоссальные проблемы и тысячи решений
Генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин не стал смягчать формулировки, открыто заявив о «колоссальных проблемах» российской автопромышленности. Но за каждым вызовом следует и решение. Главная задача сегодня — тотальная локализация, и здесь уже есть первые весомые результаты. Счет новым компонентам, которые теперь производятся внутри страны, а не везутся из-за рубежа, идет на тысячи.
Однако ветер глобальной конкуренции дует с Востока, и его сила заставляет искать новые форматы сотрудничества. Чтобы устоять против мощного наплыва китайской техники, глава КамАЗа предложил белорусским коллегам из МАЗ идею, которая витала в воздухе: объединить усилия и создать единую ассоциацию производителей коммерческого транспорта. Вместе — легче идти на дистанцию.
Восточный экспресс: китайцы везут и везут
Цифры говорят сами за себя: почти 59% всего нового коммерческого транспорта в России теперь принадлежит китайским брендам, а в сегменте седельных тягачей и вовсе впечатляющие 72%. Китайская делегация на Comtrans поразила своим размахом. Рядом с уже привычными Dong Feng и Sitrak красовались новички, еще не знакомые российскому потребителю, — машины марок Dayun и SDAC.
Директор Национального агентства промышленной информации Татьяна Арабаджи признает: именно Китай помог рынку быстро восстановиться после западных санкций и избежать коллапса. Но ее твердая позиция остается неизменной: большая часть грузовиков на российских дорогах в будущем должна быть отечественного производства.
Наши не сдаются: новые «Валдаи», «Соболи» и взгляд в завтра
Нельзя сказать, что российским инженерам и конструкторам было нечем ответить. Вопреки всем трудностям, они представили публике целый ряд новинок. «Валдай» хвастался новыми среднетоннажными грузовиками и тягачами, демонстрируя прогресс на пути локализации, хотя многие комплектующие все еще привозят из того же Китая. ГАЗ сделал ставку на легкий коммерческий транспорт, представив полноприводный «Соболь NN 4×4» с независимой подвеской — машину, готовую к любым российским дорогам, а точнее, к их отсутствию.
Эксперты с осторожным оптимизмом смотрят в будущее. Ожидается, что в этом году отечественные заводы выпустят до 140 тысяч новых грузовиков. Год следующий, вероятно, покажет более скромные, но зато стабильные результаты, ведь рынок, пережив шок, постепенно приходит в равновесие.
Ключевые инициативы российских автопроизводителей:
- Активная локализация производства тысяч компонентов.
- Разработка и вывод на рынок новых моделей грузовиков.
- Предложение о создании альянса с белорусским МАЗом для усиления конкурентоспособности.
Борьба за российские дороги вступила в новый виток, где скорость и гибкость решают если не все, то очень многое.